1946
…босиком в школу с холщевой сумкой через
плечо, в сумке тетрадка, пенал с карандашом и яблоко, школа рядом – слышен даже
колокольчик на урок… Сумки у всех. Сумка – это символ и личный знак. Простейший
дизайн: некий неровный квадрат с длинной тесемкой, на квадрате инициалы владельца,
нацарапанные фиолетовыми чернилами: «ЗАН», и моих соседей: «ЧВО», «ЧТО», «ЧМО».
Сумка также и орудие для обороны и нападения. Цвет часто меняется. Школьная форма: холщевая рубаха и брюки,
которые могли бы ходить сами, но пока стоят в углу; сапоги, недоношенные кем-то,
обуваемые при температуре ниже выносимой.
«Первый учитель и первый урок»… Письмо,
бесконечно пишем палочки и крючки и это «крючкотворство» продолжается и дома и так в течение месяца. Карандашом.
Чернила еще рано, можно испортить единственную школьную форму и испортить
соседям цвет лица. Я – на предпоследней парте, сосед – мальчик, что-то
постоянно ищущий под партой; сзади – две девочки, старожилы, сидят третий год и
последний. Служат по отношению к нам вроде полиции, используя карандаши как «демократизатор».
Букварь. Буквы я уже знал и складывал, но смотрел картинки как «мама мыла раму»,
а папа… папы не было, я не знал такого
слова; говорят, был, но я его не видел даже на картинке. Только потом я узнал,
что он живет в соседнем селе, жив и здоров… …поле, до самого горизонта, на горизонте
лес, дорога, «всюду рожь, всюду рожь…». Впереди
тощая лошадь кланяется земле, приветствуя нас хвостом. Мы с матерью едем на
телеге в ту соседнюю деревню, в которой живет мой папа, который поменял квартиру еще
до моего рождения. Папа в поле, а мы в конторе получаем его зерно на алименты…
Мама и экс-папа – трактористы. Как я узнал позднее, папа пошел в трактористы
сам, мама «откликнулась» на призыв кровавого Иосифа «посадить всех женщин на
трактора», остальных просто посадить… Трактористы. Вот откуда пришли «Основы
почвоведения» и мои первые прочитанные слова.
|