Как
хочется сочинять дальше, что-нибудь такое… Оперу, балет, симфонию, хотя бы
неоконченную… Идея, содержание… Про что? Где взять? У других. Все уже написано
и переписано. Напишем про то же самое… И легче всего взять чужие тексты… с
разрешения автора. Можно взять любой текст: из объявлений на столбе, рекламы в
газете, всякой прозы, стихов. Все зависит от цели. Что я хочу. Я хочу пения.
Все хотят. Поют обычно стихи. Где взять стихи? Сочинить самому? Несерьезно.
Хотя стихи сочинить может каждый, но нужно имя!
Можно и без имени… все зависит от замысла. Вот я хочу, чтобы в стихах
была какая-то непосредственность, неумелость, простота, поэзия. Поэзия – это
то, что нельзя описать словами, как красота. Но и замысел может придти, после
прочтения стихов. Ну вот: (случайно) журнал
«Юный натуралист». 1976 г., № 12. Конкурс «юных поэтов-натуралистов». Два
стихотворения, непосредственные и наивные о природе. Одно из них:
Ольга Гирш
Новогоднее
Ой зима-белянка,
Саночки-беглянки!
Мое сердце, ойкнув,
Унеслось за тройкой.
И похожи гривы
Озорных коней
На ветвисты ивы
У избы моей,
Что наотмаш хлещут
По щекам мороз,
Зажимают в клещи
Стаи снежных звезд.
Но встают, как радуги,
На дыбы сугробы,
И ветра от радости
Сбросили форобы,
Руки-невидимки
Тянут ко мне бойко,
Да как хором крикнут:
– С Новым годом, Олька!
Есть образ и состояние. Первые четыре
строки: образ тройки и эмоция без уточнения (испуг, сожаление, отчаяние или
радость, восхищение и т.п.). Следующие четыре строки: переход от «тройки» к
«ивам» через «гривы», очень долгий и смысл развеивается вместе с уносящейся
тройкой. Появились «клещи», «наотмаш» и слово «хворобы», грубое по звучанию и
совершенно из другого словаря. Возьмем начальные
восемь строк, создающие цельный и яркий образ.
Лучше брать
стихотворения с одним образом или часть его, создающую один целостный образ. Образ
всегда должен сопровождаться эмоцией. Лучше, если эмоция дана в развитии. И
вообще, с разрешения автора, с текстом можно обращаться свободно: вычленять
слова, фразы, строфы и т.п., переставлять строфы и более крупные фрагменты,
накладывать фрагменты один на другой, смешивать фрагменты разных стихотворений,
повторять элементы текста. Но всегда нужно оставлять нетронутыми слова и их
сочетания – то, над чем автор работает прежде всего. Все действия с текстом
подчиняются идее композитора, готовой или той, которая появится во время
прочтения текста.
И назовем эту часть
стихотворения и нашей вокальной миниатюры «Тройка».
|